Тестовый для Базы
Статьи

Настя Дьяченко — о писательском страхе перед издателями и деньгах

О роли литературного агента на книжном рынке и о том, что беспокоит писателей и издателей


— ФОРМАТ ЛИТЕРАТУРНОГО АГЕНТСТВА МАЛО ЗНАКОМ РОССИЙСКОМУ ПИСАТЕЛЮ. ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ АГЕНТЫ?

— На Западе литературные агенты существуют с XVIII века. Они — драйвер развития книжного рынка, защищают интересы автора, добиваются для него лучших условий, а потому создают рост конкуренции между издателями. Литературный агент понимает и чувствует, как устроен рынок, какие в нем тренды, куда и какие рукописи предлагать, имеет базу контактов. Литагент умеет представить книгу так, чтобы она была коммерчески интересна, предлагает ее в издательства или кинопродюсерам для экранизации.
По классической западной схеме литературный агент получает проценты от доходов автора — порядка 10–20 %. Если переложить эти условия на наш небольшой российский рынок, где гонорары писателей сильно ниже, схема не будет работать. Даже если книга хорошо продается, российский автор в среднем получит около 150 тысяч рублей за полгода продаж. И 20 % от этой суммы — не те деньги, на которые литагент может жить. Поэтому российские литагентства зачастую работают с авторами уровня Виктора Пелевина и Гузель Яхиной — с теми писателями, у которых уже есть имя и тексты которых расходятся большими тиражами.